Есть ли у простых людей шанс противостоять компьютерам?
По словам Натана Мондрагона, Nathan Mondragon, найти подходящего работника - значит разбираться в мелочах. В тысяче мелочей, как оказалось.
Мондрагон является главным психологом в компании HireVue, которая занимается продвижением программного обеспечения для поиска и отбора кандидатов. Его флагманский продукт, используемый Unilever и Goldman Sachs, предлагает кандидатам ответить на вопросы интервью перед камерой. Тем временем его программное обеспечение, подобно команде психологов-ястребов, прячущихся за зеркалом, замечает даже едва заметные изменения осанки, мимики лица и тона голоса.
"Мы преобразуем ответы, которые дают люди, в тысячи единиц информации, конвертируем их в вербальные и невербальные сигналы", - говорит Мондрагон. "Например, если вы отвечаете на вопрос о том, как бы вы потратили миллион долларов, ваш взгляд обычно движется вверх, а ваши уста молчат. Голова слегка поворачивается вверх вслед за глазами." Программа преобразует эти данные в баллы, которые затем сравниваются с баллами, полученными программой от наиболее успешных сотрудников. Идея в том, что хороший потенциальный кандидат во многом должен походить на нынешнего хорошего сотрудника, и это сходство обязательно отметит программа, но может не заметить человек.
Такие подходы, как голосовой анализ и чтение мимических реакций, применяются в полиции и разведке, правда, с небольшим успехом. Но Мондрагон говорит, что автоматизированный анализ выгодно отличается от стандартных тестов на личность и способности, и клиенты, использующие AI в подборе персонала, сообщают о более высокой производительности труда и, в итоге, меньшей текучести кадров.
HireVue - это всего лишь одна из множества новых компаний, реализующих сервисы на основе искусственного интеллекта, которые заменяют собой дорогую "человеческую" часть процесса найма персонала. По оценкам, рынок "предварительного отбора" оценивается в $3 млрд (£2,2 млрд) в год.
Исследование, проведенное в Великобритании в прошлом году, показало, что на одно низкооплачиваемое рабочее место претендует в среднем 24 человека. В 2016 г. компания Tesco, крупнейший в частном секторе работодатель, получила более трех миллионов заявлений о приеме на работу. Работодатели автоматизировали большую часть процесса по мере роста числа кандидатов. Работа началась более десяти лет назад с внедрения простых программ, отбирающих резюме по ключевым словам. В настоящее время программа дополнена опросами, психометрическими тестами, играми и чатами, которые позволяют отклонить анкету кандидата.
Соискателям приходится готовиться к любому формату оценки, который выберет потенциальный работодатель. Так без привычной человеческой коммуникации и обратной связи и без того трудный процесс трудоустройства вызывает еще больше недоверия у сторон.
Помимо обезличивания процесса найма использование автоматизации и искусственного интеллекта усугубляет проблему неравенства. Если вы вдруг решите, что подверглись дискриминации по какому-либо алгоритму, какое у вас есть средство правовой защиты? Насколько уязвимы эти схемы с точки зрения предвзятости? И будет ли неизбежно исключен из процесса отбора нестандартный, более бедный кандидат или кандидат, который борется с новыми технологиями?
"Это не совсем гуманно - не иметь доступа к работодателю", - говорит Роберт, слесарь в возрасте 40 лет, которого я встретил на еженедельном заседании в лондонском клубе занятости. Для поиска временной работы Роберт пользуется досками объявлений о работе и агентствами по трудоустройству.
Гарри, 24 года, ищет работу уже 4 месяца. В рознице "почти каждая вакансия" требует тестирования или участия в игре. Гарри делает по четыре-пять попыток в неделю. Об отказах он чаще всего узнает немедленно, без всякой обратной связи. И каждый раз приходится начинать с нуля.
"Никогда не узнаешь, что ты сделал неправильно. Такое чувство, что каждый раз попадаешь в ловушку," - говорит Гарри.
Многие из них при заполнении анкет полагаются на поддержку работников соцслужб или волонтеров. "Это серьезная задачка. Откуда у пожилого человека, который работал каменщиком, вдруг возьмутся навыки в области информационных технологий, - спрашивает Линда Пеннингтон, Lynda Pennington, которая руководит в Кройдоне, Croydon, еще одним клубом по трудоустройству.
После 86 неудачных попыток найти работу за два года, включая несколько скрининг сессий по системе HireVue, Дебора Калдейра , Deborah Caldeira, полностью разочарована в автоматизированных средствах отбора. Без человека, сидящего за столом переговоров, невозможно "вести настоящую беседу или обменяться мнениями", и трудно понять, "что именно ищет робот", говорит Калдейра, имеющая степень магистра Лондонской школы экономики.
Дебора - квалифицированный сотрудник, но компьютер во время интервью оценивал малейшее ее движение. "Такое собеседование заставляет чувствовать, что вы ничего не стоите, ведь компания даже не могла назначить человека на короткую встречу. Такие вещи нельзя назвать гуманными," - говорит она.
Уже началась настоящая битва с автоматизацией, и соискатели ищут пути, как обойти систему. На интернет-форумах студенты обмениваются ответами на тесты работодателей и создают фальшивые приложения для оценки своих процессов. Один из сотрудников отдела кадров крупной технологической компании рекомендует проставлять слова "Оксфорд" или "Кембридж" в резюме невидимым белым шрифтом, чтобы пройти автоматизированный скрининг.
По словам Кристины Колклаф, Christina Colclough, Директора по цифровизации (распространение цифровых технологий) федерации профсоюзов UNI Global Union, принимаются меры по восстановлению баланса сил задействованных в процессе трудоустройства. Эти меры включают принятие хартии цифровых прав для работников, по которым принимались решения на основе автоматизированных средств и искусственного интеллекта, и эти права должны быть включены в договорные отношения.
ЕС срочно обновляет правила, согласно которым теперь от работодателя будут требовать раскрытия информации, если решение, "существенно повлиявшее на физическое лицо", было принято с помощью автоматизированных средств. Но даже минимальное человеческое участие, такое как например, одобрение списка автоматически ранжированных резюме сотрудником (то есть человеком), может освободить компании от следования подобным правилам, предупреждает Сандра Вахтер, Sandra Wachter, юрист и исследователь в области этики данных Института Интернета в Оксфорде. Она также отмечает, что так называемое "право на получение разъяснений" по решениям, принятым с помощью автоматизированных средств, широко обсуждаемое в ЕС, не будет иметь обязательной юридической силы.
По материалам статьи Гардиан, The Guardian, автор Stephen Buranyi
Ссылка на оригинал статьи https://www.theguardian.com/technology/2018/mar/04/robots-screen-candidates-for-jobs-artificial-intelligence
Изображения с сайтов https://channels.thеinnоvationenterprise.cоm и https://skillrоаds.cоm