Работа, на которой преуспевают лжецы

Я должен признаться: Я лгу. Много. Я лгу, чтобы прекратить или начать разговоры, чтобы пощадить чувства других, или свои собственные, и чтобы облегчить социальную или профессиональную жизнь миллионом способов.

В какой-то степени мы знаем, что люди, с которыми мы работаем, лгут нам. Им не всегда удается хорошо провести день, радоваться работе или быть полностью счастливыми за коллегу, которого повысили.

Но как насчет того, когда обман связан не только с настроением, но и с содержанием работы? Новые исследования показывают, что одной из причин сохранения лжи в некоторых профессиях является убежденность в том, что люди с гибким отношением к истине на самом деле лучше справляются со своей работой.

 

Отношение к лжецам на рабочем месте

В целом, обман на рабочем месте воспринимается негативно - если кому-то приходится прибегать ко лжи, то он, вероятно, не очень хорошо справляется со своей работой. Обман может быть токсичен для культуры доверия и командной работы. Но согласно последним исследованиям американских ученых Брайана Гуниа и Эммы Ливайн, Brian C Gunia and Emma E Levine, есть исключение для должностей, которые воспринимаются скорее как высококвалифицированные с точки зрения ориентации на продажу, чем на клиента.

В маркетинге ориентация на клиента заключается в удовлетворении его потребностей, а ориентация на продажу - в достижении целей продавца. Некоторые профессии, такие как продажа и инвестиционно-банковская деятельность, считаются традиционно тяжелыми с точки зрения ориентации на продажу (хотя на практике продавцы, конечно, могут быть глубоко заботливыми).

 

Ложь в какой-то степени естественна

Ученые Гуниа и Ливайн попросили участников исследования - среди которых было более 500 студентов бизнес-школ и опрошенных на краудсорсинговом сайте Amazon's Mechanical Turk в США - проранжировать конкретные должности с точки зрения их предполагаемой ориентации на продажи и оценивать гипотетических людей по степени их предполагаемой компетенции. Участникам были предложены следующие сценарии: при подаче заявления о расходах "Джулия" утверждает, что поездка на такси обошлась дороже, чем на самом деле; "Джеймс" притворяется, что ему нравится ходить под парусом вместе с боссом.

В конечном счете, респонденты были убеждены, что люди, проявившие обман, будут более успешными на высокооплачиваемых работах и им отдадут предпочтение при приёме на работу. Например, 84% участников предпочли нанимать обманщиков для выполнения задачи с высокой ориентацией на продажу, а 75% - нанимать честных людей для работы с низкой ориентацией на продажу.

Считается, что люди, которые могут регулировать свои эмоции, более компетентны, чем те, кто не может, замечает Ливайн.

Результаты интересны, но не являются окончательными.

Также неясно, каким образом убеждения респондентов опроса отражаются на действиях нанимающих руководителей. Имеются неоднозначные данные о том, является ли ориентация на клиента или ориентация на продажу более эффективной на практике, хотя ориентация на клиента, похоже, имеет преимущество с точки зрения закрытия продаж.

Для недавнего исследования связи между воспринимаемым обманом и воспринимаемой компетентностью, "мы намеренно наняли студентов бизнес-школ, чтобы убедиться, что изучаемые нами стереотипы на самом деле поддерживаются будущими практиками", объясняет Ливайн из Школы бизнеса Университета Чикаго, Тhe University of Chicago Booth School of Business. Студенты, нацеленные на управленческие должности, "могут на самом деле верить, что обман свидетельствует о компетентности в этих профессиях и, таким образом, использовать эти убеждения в будущей практике найма".

Есть ли плюсы во лжи на работе?

Ложь в какой-то степени естественна. "Природа полна обмана", пишет философ Давид Ливингстон Смит в начале своей книги "Почему мы лжем: эволюционные корни обмана и бессознательного". Вирусы обманывают иммунную систему своих хозяев, а хамелеоны используют камуфляж для обмана хищников. И люди не являются исключением, в том числе и на рабочем месте. Менеджеры по найму персонала признают, что почти все претенденты на работу, например, преувеличивают свою квалификацию.

Обман абсолютно необходим на определенных работах (об этом могут засвидетельствовать детективы под прикрытием, undercover detectives). А дипломатия - это вообще синоним лжи для многих. Обман может даже иметь стратегическое значение для всей компании, например, когда колл-центр рекомендует (из-за предрассудков клиентов) своим сотрудникам делать вид, что они находятся в другой стране.

В более общем плане определение обмана на рабочем месте может быть расплывчатым. Роли по обслуживанию клиентов, и особенно те виды эмоциональной работы, которые часто выполняются женщинами, обычно призывают работников скрывать свои чувства. Вы действительно хотите, чтобы стюардесса, бармен или психиатр сказал, что вы должны беспокоиться о турбулентности, что они презирают вас или что они чувствуют безразличие к вашему лечению?

Определенные виды работ требуют приветливости или заботы, которые по своей природе являются частично искусственными (и стрессовыми). Как говорит Ливайн, "люди считают, что те, кто может регулировать свои эмоции, более компетентны, чем те, кто не может". Эмоциональное искажение фактов - это рациональное поведение.

Это может быть особенно актуально для инфлюенсеров в социальных сетях, которые стирают грань между аутентичностью и качеством продаж.

 

Сладкая ложь

Иногда ложь во благо даже рассматривается как более этичный вариант. "В ходе моего исследования обнаружено, что многие люди приветствуют и ценят ложь, которая приносит им пользу", - комментирует Ливайн. Например, "сотрудники считают, что их коллеги должны ограждать их от обратной связи, которую они не могут применить, и будут только ранить их чувства, а в онкологии больше ценят ложную надежду".

Ключом к просоциальной лжи или нечестности, направленной на помощь другим, является не получение несправедливого преимущества или корыстолюбие. Речь идет о том, чтобы выдать небольшую порцию белоснежной лжи во благо ближнего своего.

Многие люди приветствуют и ценят ложь, которая приносит им пользу, отмечает Ливайн.

Такое отношение может иметь культурное влияние, поскольку некоторые исследования показывают, что люди из культуры коллективистов чаще лгут, чтобы спасти лицо и защитить групповую гармонию. В одном исследовании, проведенном в соавторстве с Мишель Гельфанд, Michele Gelfand, психологом из Университета Мэриленда, более 1500 студентов из восьми стран были включены в сценарий деловых переговоров, где ложь была бы полезна. Представители более коллективистских стран (таких как Южная Корея и Греция) использовали обман в большей степени, чем представители стран с индивидуалистской культурой (таких как Австралия и Германия), хотя в целом ложь была частой.

С другой стороны, "мыслить нестандартно порой можно отнести к нарушению правил", комментирует Гельфанд. Некоторые исследования указывают на связь между творчеством и нечестностью, поскольку людям, работающим в творческих областях, легче рационализировать свое обман.

Терпимость (или даже поощрение) к обману на рабочем месте может быть трудно обнаружима. Лонг Ванг, Long Wang, профессор университета Гонконга, City University of Hong Kong, отмечает, что "любые организационные или отраслевые нормы в защиту обмана часто хранятся как своего рода секрет, по крайней мере для общественности".  Но он сомневается, что такие организационные или отраслевые нормы будут устойчивыми, говорит он: "Они могут быть смыты в долгосрочной перспективе."

Легкий обман не всегда токсичен. Но в целом, разумеется, работа будет более эффективной, если люди будут чувствовать себя уверенными в своей правоте. Некоторые видные политики являются хорошими примерами пагубных и вызывающих разногласия последствий, которые могут быть результатом лжи на работе.

Значит, вся эта маленькая ложь, о которой я говорю, делает мою работу лучше? Наверное, нет. Но мне тоже не нужно слишком много нервничать из-за этого. Как говорит Ливайн: "Нас очень волнует, есть ли у других благие намерения по отношению к нам, но нас не всегда волнует, говорят ли другие правду".

 

Перевод @Павел Кузьмин | Альта Персонал статьи ВВС.com, автор Christine Ro, The jobs where liars excel. 26 июня 2019

Ссылка на оригинал статьи http://www.bbc.com/capital/story/20190625-the-jobs-where-liars-excel

Изображение с сайта https://www.ahchealthenews.соm