Захваленное поколение

11 лет назад в декабре 2007 года всемирно известный психолог Стэнфордского университета Кэрол С. Дуэк (Carol S. Dweck, Stanford University), доктор философии, после нескольких десятилетий исследований сделала простое, но новаторскую открытие, ответив на вопрос, в чем сила гибкого мышления (power of mindset – еще можно перевести как силу установки).

В своей книге «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей» она рассказывает, как успех в школе, работе, спорте, искусстве и почти во всех сферах человеческой деятельности может быть в значительной степени обусловлен тем, как мы думаем о наших талантах и способностях. Люди с установкой на данность (fixed mindset) - те, кто верит, что способности и таланты человека даны ему с рождения и остаются практически неизменными в течение жизни, - имеют меньше шансов на процветание, чем люди с установкой на развитие (growth mindset) - те, кто верит, что способности могут быть развиты. Установка (mindset) показывает, как родители, учителя, менеджеры и спортсмены могут использовать эту идею для достижения выдающихся результатов.

В своей книге Дуэк уделяет большое внимание проблемам мотивации, лидерства, возникновению и решению семейных и рабочих конфликтов, задает провокационные вопросы, обращенные, в первую очередь, к поколению милленеалов, их ценностным и поведенческим характеристикам.

Познакомьтесь с адаптационным пересказом от AltaPersonnel главы «Захваленное поколение достигает работоспособного возраста» из книги «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития»:

Проблемы поиска лидеров, острые на сегодня для многих компаний, станут неразрешимой задачей в будущем. Не прекращаются бесконечные дискуссии о том, как давать обратную связь, в каком виде должна звучать похвала на рабочем месте. То ли еще будет.

Родители миллениалов – следуя исключительно добрым намерениям, разумеется, -  сумели раздуть самооценку своих детей до неприличных размеров. Многие дети сегодня еще не умеют ходить, но уже знают от своих родителей, какие они таланты да умницы. Однако, у подобной похвалы оказалась и обратная сторона.

“Так вот, дети, взращенные на похвалах, сегодня вливаются в ряды работающих и, конечно же, оказываются неспособны выполнять свои функции, если не получают признания за каждый чих. Вместо годовых бонусов некоторые компании начали раздавать ежеквартальные и даже ежемесячные премии. Вместо сотрудника месяца теперь объявляют сотрудника дня. И приглашают одного консультанта за другим, чтобы те научили их, как лучше воздавать почести этому захваленному поколению. Теперь наши трудовые ресурсы составляют люди, которые нуждаются в постоянном поощрении и не приемлют критики. Какие уж тут рецепты достижения успеха путем преодоления трудностей, проявления настойчивости и признания собственных ошибок?!”

Кэрол Дуэк снова и снова задает неудобные вопросы:

  • Почему современный бизнес ничего не предпринимает для решения этой проблемы?
  • Почему бизнесы берут пример со слишком щедрых на похвалу родителей?
  • Почему сегодняшние управленцы скорее готовы платить деньги консультантам, чтобы те помогали осуществлять эту порочную практику, чем постараться взглянуть на проблему в ином ракурсе?
  • Что делать руководителю, если без похвалы не обойтись?
  • В каком виде лучше давать обратную связь захваленному поколению?
  • Как помочь сотрудникам не бояться сложных задач, стать открытыми и восприимчивыми к критике?

Ответы на эти и другие awkward questions, связанные с мотивацией и развитием сотрудников и детей, вы найдете в книге.

Продолжение следует на сайте AltaPersonnel.

P. S. И еще одна цитата из книги Кэрол Дуэк. «Вместо того чтобы раздавать служащим награды за самую хитроумную идею или хвалить за блестящие результаты, их можно поощрять за проявленную инициативу, за упорство при решении трудной задачи, за смелость взяться за что-то новое, за усвоение новых знаний, за выдержку перед лицом неудач или за открытость и восприимчивость к критике. Можно даже наградить за то, что человек не нуждается в постоянном поощрении!»