Не управлять, а создавать возможности

25 и 26 января в рамках HR-Кухни - выступления руководителей различных служб по работе с персоналом крупных коммерческих и государственных компаний. Сквозная тема конференции - "Совершенствуемся во всем". Самое интересное и практическое выступление, пожалуй, - доклад Наталии Даниленко, начальника управления по работе с персоналом Сбербанк Технологии. ООО "Альта Персонал" является официальным поставщиком АО "СберТех", определенным по итогам квалификационного отбора

Об этом выступлении - тезисно: Тема доклада - Гибкая методология работы с персоналом. Эту тему можно переформулировать еще и так: КАК НАУЧИТЬСЯ НЕ УПРАВЛЯТЬ, А СОЗДАВАТЬ ВОЗМОЖНОСТИ

ЛЮБИМОЕ СЛОВО - ХОЛАКРАТИЯ 

Holacracy (англ. holacracy; читается «холакраси») это социальная технология или система управления организацией, в которой полномочия и ответственность за принятие решений распределяются по всей холархии самоорганизующихся команд, вместо управленческой иерархии. 

ВМЕСТО ОТДЕЛА - КОМАНДА 

Команда - это основная организационная единица в Сбербанк Технологии. Объединена она по способности участников команды создать продукт. Команда живет столько, сколько длится создание продукта. Затем команда переформируется, и сотрудники переходят в другие команды. Главный организационный результат - в штатном расписании Сбербанк Технологии больше нет отделов, управлений и департаментов.

ГЛАВНОЕ - РАЗВИТИЕ ПРОДУКТА
Основная задача организации - быстрое создание и внедрение продуктов (сервисов). 

ПЕРЕДАЧА ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА УРОВЕНЬ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Передача ответственности на базовый уровень организации помогает сотрудникам чувствовать себя не отдельным винтиком в структуре - работая в команде по созданию продукта (а не в отделе) сотрудник может видеть результаты своего труда, брать на себя ответственность и чувствовать свой вклад в создание продукта. 

ПРЕМИРОВАНИЕ

В прошлом году Сбербанк Технологии отказался от квартальной системы премирования, построенной на KPI. Для того чтобы воздействовать на молодого сотрудника, который занимается интеллектуальным трудом, постоянно работает в зоне неопределенности, применение материального стимулирования не дает эффекта. Управление и стимулирование по KPI превращается в профанацию, т.к. сотрудники пытаются обойти систему, в худшем случае, подстроиться под нее. Это убивает инициативу, творческий подход, не способствует инновациям. Поэтому в Сбербанк Технологии премии перевели в оклад, оставив только небольшую премию по результатам работы за год.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Сбор обратной связи - ключевой и важнейший источник знаний для сотрудника о направлениях развития. Просто в команде Сбербанк Технологии человек получает ее не от руководителя, а от людей, с которыми он бок о бок работает каждый день. 

ЛУЧШИЕ СОТРУДНИКИ

Рейтинги в компании составляются ежегодно, самым успешным командам выплачиваем бонусы за результат. С другой стороны, говорит Наталия, у нас нет цели наказать худших, ежегодный рейтинг составляется для поощрения прорывов. Но в любом случае, если мы видим, что продукт не выходит на рынок долго, не работает, клиенты жалуются, то мы приходим в команду смотреть, что там не так, иногда меняем состав.

О ПЕРФЕКЦИОНИЗМЕ

Наталия Даниленко: "Как излечиться от перфекционизма? Очень помогает видеть, как проект, который ты доводил до совершенства, в момент выпуска "в свет" уже не отвечает первоначальным задачам, не нужен. Это убивает, но потом ты понимаешь, что нужно было быть быстрее. А чтобы быть быстрее, нужно запускать сначала самое важное, а потом на основании обратной связи подстраивать остальное. Продукт уже живет и постоянно совершенствуется, решает задачи. И тогда ты понимаешь, что пусть не идеальный, но - полезный! Это очень «кормит». 

ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ ГИБКОЙ МЕТОДОЛОГИИ ПРИДЕТСЯ

НЕ предполагать А спрашивать

НЕ планировать А реагировать

НЕ совершенствовать А пробовать

НЕ контролировать А доверять

НЕ строить А подстраивать

НЕ управлять А создавать возможности

ИТОГИ

Наталия Даниленко: "До этого я работала в международных корпорациях, но то, о чем рассказала сегодня, смогла реализовать как раз в российской компании. Я начала верить в людей."

 

Павел Кузьмин